Историческая справка

 Название д. Кутово связано с именем башкира Ельдякской волости. В документе за 1738 г. упоминается вотчинник из этой волости Кута Салтаев. Затем в записи об аренде рыбных ловель за 1751 г. упомянут и его сын из д. Кутово башкир Кинзя Кутин. Если сравнивать их тамги, можно увидеть идентичность. Поэтому вполне уверенно можно сказать, что они отец и сын, а Кута Салтаев — первопоселенец.

В то же время имеется родословная башкир д. Кутово, где Кото назван сыном Йазарбулата, следовательно, он — Йазарбулатов. И перечисляются имена сыновей Кото: Уразай, Ешхуат (Яшкуват), Мирзакай, Кинъягул, Тукташ, Атнагул, Айдагул.
Как видно, нет здесь совпадения с отчеством Кута. А вот упомянутый в одном документе сын Кута — Кинзя Кутин, — по-видимому, и есть Кинъягул (Кинзягул), упомянутый в шежере. Но в целом в будущем требуется сравнительный анализ материалов шежере с выявленными документальными источниками.
А теперь слово о развитии Кутово. До 1775 г. была одна деревня. И вот V ревизия зафиксировала две: Старо-и Новокутово. Выходит, что д. Новокутово возникла в 1776—1794 гг. По данным 1795 г., в коренной деревне проживало 109 башкир, 37 тептярей, в дочерней — 145 башкир, 23 тептяря и одна семья мишарей из 6 человек. Время припуска тептярей в д. Кутово неизвестно. Но известно другое: в 1762 г. здесь их еще не было. Следовательно, в 60—80-х гг. XVIII в. они были приняты в эту деревню.
В 1816 г в д. Старокутово проживало 100 башкир, 40 тептярей, в Новой — 238 башкир, 20 тептярей.
В 1859 г. в Новокутово взято на учет 550 вотчинников, 54 припущенника, в коренной — 155 башкир, 51 припущенник. 635 человек было в дочерней деревне, 212 человек — в коренной деревне в 1870 г. Советская перепись 1920 г. показывает 1570 башкир в 327-дворной Новой деревне. Что стало с коренным поселением, мы не можем сказать, но его нет с тех времен.      О хозяйстве башкир несколько статистических данных. В 1843 г. на 112 башкир в Старокутово было засеяно 104 пуда озимого и 328 пудов ярового хлеба. В Новокутово на 313 башкир засеяли 224 пуда озимого и 856 пудов ярового хлеба. В первой было 3, во второй 5 мельниц. В коренном поселении имели 60, в дочернем — 200 ульев. В каждом селе была мечеть.

Среди кыр-еланских сел имеется поселение башкир под названием Тамьяново от этнонима или названия Тамьянской волости.  В 1762 г. в Тамьяново зафиксировали 26 душ мужчин из тептярей. Несмотря на факт присутствия их в этой деревне, они сами во время Генерального межевания земель представили текст договорной записи башкир-кыр-еланцев об их припуске в 1797 г. Выходит, что тептяри были приняты в деревню на основе устного соглашения, а затем оно было узаконено и письменно.
В 1795 г. взято на учет 52 башкира, 22 марийца-тептяря и 148 тептярей. 79 башкир, 254 тептяря было в 1816 г. По VIII ревизии 1834 г. из 83 башкир 16 показаны припущенниками. Тогда тептярей насчитывалось 400 человек. Всех жителей в 1859 г. было 655 человек. Советская перепись из-за подавляющего их большинства показала всех тептярями (1221 человек).  Жители в основном занимались земледелием.

Д.Бикметово основали мишари,которые были припущены башкирами Еланской волости в 1655г. Жили здесь и татары,которые перешли в тептярское сословие. Не совсем ясно второе название этой деревни-Новочупты.Дело в том, что д.Чупты возникла гораздо позже,чем Бикметово.Чупты Кулсарин известен по записи 1672г.К тому времени уже существовала д.Бикметово.

Первопоселенцем д.Чупты  был башкир-вотчинник Кыр-Еланской волости Супты Кулсарин. В 1711 году его сын Шардыбай Суптин пустил в свою вотчину переселенцев из деревни Куручево Бакалинского района.А в 1735 году внук Супты Кулсарина Биккул Шардыбаев пустил переселенцев-татаров.